Главная » Файлы » Методическая работа » Школьный эксперимент словесников

Проект "Формирование читательской грамотности учащихся школы II ступени"
[ Скачать с сервера (97.0 Kb) ] 03.11.2018, 15:02

Проект 

Формирование читательской грамотности

учащихся школы II ступени

Авторский коллектив:

 

Научные руководители:

 

директор МБОУ СОШ № 21  Ирина Владимировна Иголкина,

Заслуженный учитель РФ

 

Заместитель директора по УР,

учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

Эмма Фёдоровна Николаюк

 

руководитель:

 

учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

Ольга Юрьевна Сачкова

 

составители:

 

  учителя русского языка и литературы высшей квалификационной категории

Эмма Фёдоровна Николаюк

Светлана Ивановна Кузнецова

Ольга Юрьевна Сачкова

                      

 

 

Аннотация на авторский проект

«Формирование читательской грамотности учащихся

школы второй ступени»

Проект «Формирование читательской грамотности учащихся второй ступе­ни», разработанный педагогами МБОУ СОШ № 21 г. Коврова, реализуется с апре­ля 2011 года и имеет информационную поддержку на официальном сайте школы в разделе W1KI "Сетевое сообщество "Формирование читательской грамотности учащихся школы второй ступени" (http://wiki-school21.edukovrov.ru).

Цель проекта: «Разработка методов и приёмов в решении общественно зна­чимой задачи - воспитание компетентного грамотного читателя». Данная цель реа­лизуется через решение следующих задач:

  • формировать у учащихся умение применять знания на практике (в различных си­туациях реальной жизни, не только в контексте учебной дисциплины),
  • учить учеников овладевать междисциплинарными умениями,
  • формировать у учащихся умения работать с информацией, представленной в раз­личном виде (таблицы, графики и др.),
  • формировать у учащихся коммуникативные умения (умения ясно выражать свои мысли устно или письменно, слушать и понимать других, понимать и анализиро­вать прочитанный текст).

Данный проект актуален не только для повышения качества образования, но и для личностного развития учащихся, т.к. основан на лучших образцах культуры. Это особенно важно в наше время, время цифрового века, когда информационный поток только увеличивается, читательская культура падает.

          Предложенная к разработке тема значима ещё и потому, что «Новая пара­дигма образования» главной задачей выдвигает самостоятельную работу с тек­стом, предполагая наличие у учащихся умений работать с разными источниками информации, с различными учебными моделями (понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, осознанно выполнять логические операции сравнения, анализа, классификации и обобщения, устанавливать аналогии).

Новизна предлагаемой работы состоит в том, что в рамках проекта задейст­вованы учителя разных учебных дисциплин, что позволяет формировать навык ос­мысленного чтения на многих уроках.

Работа над проектом ведётся в строгом соответствии с планом. На данный момент (основной этап) изучены стандарты второго поколения по проблеме фор­мирования читательской компетентности учащихся; проведены входной и проме­жуточный мониторинг умений учащихся при работе с текстом; изучены методы и приёмы работы с текстовой информацией разного вида; создана методическая ко­пилка по данной теме, педагоги внедряют изученные методики в собственную практику, с целью интенсификации процесса формирования читательской грамот­ности обучающихся ведутся спецкурсы и элективные курсы соответствующей тематики.

Творческая группа представляет опыт своей работы на школьном и муници­пальном уровнях в различных формах: через открытые уроки, выступления на пед­советах, семинарах и конференциях.

Итоговым продуктом работы творческой группы станет пакет дидактических материалов по проблеме проекта. Предполагается размещение его в сети Интернет для широкого использования в работе педагогами - предметниками.

Представленный проект является долгосрочным.

 

Актуальность проекта

 

 

                Задача современного учителя – реализовать  одну из образовательных целей современной школы – создание функционально грамотной личности.

         Что такое ФГЛ?  Из программы «Школа 2100»: «Личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами»

«Человек, способный решать самые разные, возникающие в жизни задачи, оставаясь при этом человеком

         Но, исходя из результатов международной независимой оценки знаний, умений и навыков школьников, можно сделать неутешительный вывод: данная задача решается слабо.

         В 2009 году  PISA  оценивала читательскую грамотность 15-летних детей, их умение работать с текстом.  Результаты исследований показали, что российские школьники резко уступают своим сверстникам во многих странах мира в области функциональной грамотности: в умении эффективно и грамотно, с опорой на полученные в школе знания и умения   решать практические, социально- и личностно-значимые проблемы, что наша вершина достижений – второй пороговый уровень из шести. Второй уровень – это готовность обслуживать самые элементарные житейские ситуации: общественные, деловые, учебные с минимальной опорой на письменное сообщение.

         Это уровень, который не даёт возможности предсказать высокую  успешность  молодых людей в разных жизненных ситуациях, так как всюду требуется опора на текст. Но именно характеристики чтения, по мнению исследователей, предсказывают экономический рост  страны.

         Г. С. Ковалёва, национальный координатор исследования PISA в России, руководитель отдела оценки качества общего образования Института содержания и методов обучения РАО отмечает:

«Необходимо  менять стратегии обучения чтению.. PISA подтверждает, что среди всех стратегий самая эффективная – стратегия краткого изложения содержания текста и стратегия чтения текста с пониманием и последующим его обсуждением. Но в России доминируют стратегии на запоминание. А они схожи с работой компьютера, в котором файлы записываются без изменения и воспроизводятся без изменения. А ведь необходимо научиться перерабатывать информацию. Если мы переориентируем школу на другой стиль работы с информацией, то ситуация изменится».

         Болевая точка в системе нашего образования - основная школа. В исследовании PIRLS, которое проверяет достижения детей начальной школы по чтению, мы показали в 2006 году самые высокие результаты – 1-е место в мире. За нами следуют Сингапур и Гонконг. А через несколько лет уже 15-летние дети этих стран снова демонстрируют свое лидерство, а мы проваливаемся в яму, пропуская вперед 41 страну… Что происходит? Возможно, система обучения в основной школе, наши учебники и дидактический аппарат не поддерживают развитие учащихся и их умений работать с информацией, обобщать, анализировать, вычленять позицию автора, соотносить со своей. Чаще всего задания в учебниках направлены на нахождение ответов в тексте по ключевым словам. А это имитация понимания текста.

         Получается, что вместо развития на рубеже перехода из начальной в основную школу детям, готовым к обучению на высоком и продвинутом уровне, мы предлагаем тексты, не соответствующие их возрастным особенностям, не развивающие их мотивацию учиться, потому что не всегда значимы и не интересны для них. Учителя-предметники целенаправленно не учат работать с текстом. В итоге полученные навыки не закрепляются, а теряются. Читай параграф, пересказывай - и все. Наши дети в 6-м классе просто проваливаются в яму. А в 9 и 11 классах на экзамене (ГИА и ЕГЭ) при выполнении задания с развернутым ответом выясняется уровень сформированности ряда речевых умений и навыков, составляющих основу коммуникативной компетенции учащихся. Вот тогда и прослеживается отсутствие базовых навыков анализа исходного текста и создания письменного высказывания. Это связано прежде всего с неумением учеников адекватно понимать смысл прочитанного: выделять главное, вычленять смысловые части, исследовать развитие мысли, раскрывать соотношение и внутреннюю связь отдельных частей, их функцию в структуре целого. Текст воспринимается учеником не как цельное высказывание, подчиненное реализации авторской мысли, а как совокупность изолированных смысловых сигналов.

Актуальность проблемы, заявленной  в нашем проекте, подтверждается  и первостепенной задачей современной образовательной системы: духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся.

 

Согласно государственным образовательным стандартам второго поколения именно формирование  духовно-развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и гражданским сознанием  есть главная цель изучения  литературы. Кроме того, «Новая парадигма образования»  главной  задачей выдвигает самостоятельную работу с текстом, что предполагает умение работы с разными источниками информации, с различными учебными моделями, умение понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, осознанное выполнение логических операций сравнения, анализа, классификации и обобщения, установление аналогий. Как показывает практика(в том числе и ЕГЭ,ГИА по русскому языку, ), навыки работы с текстом не сформированы у наших учащихся, дети читают текст, но не вычитывают  информацию, теряются в её потоке – одним словом, не владеют навыками осмысленного чтения текста.

Именно поэтому цель нашего проекта - формирование грамотного читателя, способного к пониманию письменных текстов, способного к использованию их содержания для достижения собственных целей, для активного участия в жизни общества

         Значит, воспитание грамотного компетентного читателя,  имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как в средстве познания мира и самого себя – это основная цель школы.

 

 

Цель проекта:

 

Личностная:                         

  • воспитание грамотного, вдумчивого читателя, привитие интереса к чтению

 

Метапредметная:

  • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать  текст;
  • формулировать цели деятельности, планировать ее, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет;
  • осуществлять библиографический поиск,
  • конспектировать, систематизировать материал

 

Предметная:

  • научить создавать  собственный текст, представлять свои оценки  и суждения по поводу прочитанного

 

 

 

 

 

Методические задачи:

  • формировать у учащихся умение применять знания на практике (в различных ситуациях реальной жизни, не только в контексте учебной дисциплины);
  • учить учеников овладевать  междисциплинарными умениями;
  • формировать у учащихся  коммуникативные умения (умения ясно выражать свои мысли устно или письменно, слушать и понимать других, понимать и анализировать прочитанный текст);
  • формировать у учащихся  умения  работать с информацией, представленной в различном виде (таблицы, графики и др.).

 

 

 

 

Категория: Школьный эксперимент словесников | Добавил: eifrolova
Просмотров: 137 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar